МАМА,
Я МЕЛОМАН
НОЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры золотого фонда мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России. Сочетание великих сочинений с именами лучших отечественных музыкантов придётся по вкусу самым взыскательным меломанам.

Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого шедевра мировой музыки есть интригующая история, а судьбы исполнителей и композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

Позднее начало концертов позволит начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не поставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не сможет в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция в HD.

Проект предоставляет и ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. Здесь можно выбрать жанр (симфония, фортепианный концерт, скрипичный концерт и т. д.) и композитора (от Иоганна Себастьяна Баха до Джона Адамса). На основании полученных рейтингов музыканты сформируют программы своих выступлений.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ МЕЛОМАНОВ!

Концерт пройдет в одном отделении.
Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй. Существует распространённое мнение, что вход туда — только для избранных. Эту точку зрения опровергает проект Московской филармонии «Мама, я меломан», в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат.
мама, я мело
ман
ПРОГРАММА
0
5
1
2
/
На сцене петербургского Большого театра уже вовсю шли репетиции оперы «Руслан и Людмила» к предстоящей премьере, когда композитор, заперевшись в комнате режиссера, дописывал увертюру «на оркестр». Ее тематический материал он соотнес с ключевыми сценами оперы, а в качестве ориентира взял «веселое presto» моцартовской увертюры к «Свадьбе Фигаро» – в той же тональности и том же «летящем на всех парусах» темпе. Но главное отличие и свойство увертюры к «Руслану» – всепобеждающий русский дух, воспетый Пушкиным в одноименной поэме. Недаром, по словам Глинки, увертюра «начинается и оканчивается кулаком» – громогласными аккордами всего оркестра: в победе праведной богатырской силы над зловещим царством Черномора сомневаться не приходится.

Михаил
Глинка
ГЛИН
КА
Увертюра к опере
«Руслан и Людмила»
1
1804—1857
Пятая симфония – одно из самых трагических произведений Чайковского, созданных им в период глубоких раздумий о главных аспектах бытия. Нравственность, вера, долг и роль художника, жизнь в труде и достойная смерть как ее завершение, борьба или покорность судьбе – эти темы всегда были для композитора насущными, и на многие вопросы он пытался найти ответы в своем творчестве, прежде всего в симфоническом. Но если драматургическое решение Пятой симфонии оказалось неоднозначным из-за вариабельности трактовок финала (кто же шагает победным маршем – добро или зло?), то лирическое Andante cantabile с вдохновенным соло валторны – определенно одна из самых светлых страниц симфонической музыки Чайковского, островок чистого безмятежного счастья.
ЧАЙК
ОВСК
ИЙ
Петр
Чайковский
Симфония № 5, II часть
2
1840—1893
Сказочный сюжет не помешал Чайковскому создать в балете «Лебединое озеро» реалистичную симфоническую драму с финалом сродни шекспировскому: в оригинальном либретто принц Зигфрид и Одетта погибали, прославляя могущество любви. Финал балета – это и сцена объяснения влюбленных (Зигфрид пытается оправдать свою фатальную ошибку на балу подлым вмешательством врагов), и сцена прощания, и сцена гибели героев в пучине волн. На фоне предельно обостренной, драматизированной лейттемы лебедей принцу надлежало безуспешно сражаться со злым гением, а внезапное преображение лейттемы в мажоре символизировало развязку трагедии – катарсис. Но в ХХ веке хореографы распорядились мажором иначе: принц в этот миг побеждал злого гения и воссоединялся со спасенной девушкой.
Пётр
Чайковский
ЧАЙ
КОВ
СКИЙ
Финал балета
«Лебединое озеро»
3
1840—1893
«Так судьба стучится в дверь!» – именно это символическое значение, по словам друга и секретаря Бетховена Антона Шиндлера, придавал композитор главной теме своей Пятой симфонии. Но есть и иное удивительное предание: знаменитые четыре ноты якобы вдохновлены пением птички, подслушанной в венском саду Пратер: «…какая-нибудь иволга в желтом с черными пятнышками оперении – ее можно встретить на лесной опушке, у ручья», – фантазирует биограф Бетховена Эдуард Эррио. Искусствоведы рассматривают симфонию как рупор идей Французской революции, «эмблему драматического симфонизма», музыкальную методологию борьбы («от мрака к свету»). Бетховен же задумывал революцию... в оркестровке, значительно усилив значение медных духовых, что повлияло на все дальнейшее развитие симфонической музыки.
БЕТ
ХО
ВЕН
Людвиг ван Бетховен
Симфония № 5, I часть
4
1770—1827
Около восьми лет беззаботного детства Кодай провел в селении Галанта (на территории современной Словакии), где все питало воображение будущего композитора: живописная природа, обычаи местных жителей, искусство цыганских уличных артистов. Спустя годы 22-летний музыкант, уже вооруженный знаниями, вернулся в Галанту исследовать местный фольклор (в частности танцевальную музыку в жанре вербункош), малоизученный в силу многолетнего пребывания Венгрии под иноземным игом. Кодай собрал и опубликовал более 150 оригинальных народных мелодий, а позже создал музыкальные зарисовки с натуры – симфонические «Танцы из Галанты». Главная тема пьесы – рефрен формы рондо – записана, по словам композитора, «от старых цыган», а варьируется она в соответствии с приемами народных исполнителей.
Золтан
Кодай
КО
ДАЙ
«Танцы из Галанты»
5
1882–1967
В исполинской увертюре Россини к опере «Сорока-воровка» многое зависит от баланса всего оркестра и... малого барабана: чем громче он играет, тем большее возникает напряжение и, соответственно, воздействие на аудиторию (что подтвердилось на премьере). Роль этого ударного инструмента в «Сороке-воровке» не назовешь незначительной: барабан – и узнаваемый военный символ, и неизменный атрибут экзекуций; а по ходу сюжета не самой веселой оперы Россини зрителю приходится всерьез попереживать и о судьбе солдата-дезертира, и о судьбе его оклеветанной дочери, которым грозит смертная казнь. Увертюра сразу сулит зрителю много волнений: и барабанным боем, и главной тревожной темой Allegro. Но и на неизбежный хеппи-энд не забывает намекнуть!
РОС
СИНИ
Джоаккино
Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка»
6
1840–1893
УЧАСТНИКИ
Радио- и тележурналист Артём Варгафтик окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории.

В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.

Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.

В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».

В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2020/21 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра», ведущий концертов проекта «Мама, я меломан» и др.).
АРТЁМ
ВАРГАФТИК
ведущий
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР РОССИИ
Художественный руководитель и главный дирижер – Владимир Спиваков
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ
ОРКЕСТР
РОССИИ
Национальный филармонический оркестр России был учрежден в январе 2003 года.

В составе НФОР объединены лучшие представители оркестровой элиты и талантливые молодые музыканты. За годы активной творческой жизни НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом.

Оркестр возглавляет всемирно известный скрипач и
дирижер Владимир Спиваков. С оркестром сотрудничают выдающиеся дирижеры разных поколений, в числе которых Мишель Плассон, Владимир Ашкенази, Кшиштоф Пендерецкий, Джеймс Конлон, Окко Каму, Юкка-Пекка Сарасте, Александр Лазарев, Джон Нелсон, Ян Латам-Кёниг, Александр Ведерников, Туган Сохиев, Кен-Дэвид Мазур, Симон Гауденц, Станислав Кочановский, Александр Соловьев и другие.

В концертах НФОР принимали участие звезды мировой оперной сцены и прославленные солисты-инструменталисты: Джесси Норман, Пласидо Доминго, Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Ферруччо Фурланетто, Ильдар Абдразаков, Евгений Кисин, Вадим Репин, Марта Аргерих, Рено и Готье Капюсоны, Пьер-Лоран Эмар, Виктория Муллова и многие другие. Регулярно выступают с НФОР Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Денис Мацуев, Александр Гиндин, Дэвид Гарретт и другие исполнители.
Репертуар оркестра охватывает период от ранних классических симфоний до новейших сочинений современности. За 16 сезонов оркестр представил множество неординарных программ, уникальных абонементов и концертных серий, осуществил ряд российских и мировых премьер.

Подтверждая свой статус и наименование, Национальный филармонический оркестр России дает концерты и проводит фестивали не только в Москве, но и в различных регионах страны, прокладывая маршруты в ее самые отдаленные уголки. Ежегодно НФОР принимает участие в Международном музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре (Франция). Оркестр регулярно гастролирует в США, Западной Европе, Японии, Китае, странах СНГ и Балтии.

В мае 2005 года фирма Capriccio выпустила CD и DVD с записью концерта для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца в исполнении НФОР под управлением Владимира Спивакова, которому композитор посвятил это произведение. В 2010–2015 гг. НФОР записал несколько альбомов для фирмы Sony Music с сочинениями Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Грига и др. В 2014–2018 гг. выпущен ряд записей русской музыки под лейблом Spivakov Sound, в том числе опера «Евгений Онегин» Чайковского (в главных партиях – Хибла Герзмава, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк).
Особое направление деятельности НФОР – поддержка талантливых молодых музыкантов, создание условий для их творческой реализации и профессионального роста. В сезоне 2004/05 по инициативе директора НФОР Георгия Агеева в оркестре была создана не имеющая аналогов в оркестровом мире группа дирижеров-стажеров.
Многие участники группы добились больших успехов на профессиональном поприще, заняли руководящие посты в ведущих творческих коллективах и стали обладателями престижных наград. В сезоне 2017/18 дирижерско-стажерскую группу нового созыва возглавили Александр Соловьев и Георгий Агеев.
В 2007 году НФОР стал обладателем гранта Правительства Российской Федерации. С 2010 года Национальный филармонический оркестр России является обладателем гранта Президента Российской Федерации.


Арсентий Ткаченко родился в 1991 году в Москве. В 2017 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Владимира Понькина). Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижеров имени Ильи Мусина (2012).

С 2015 года – дирижер Калужского молодежного симфонического оркестра и Московского театра мюзикла. Выпустил спектакли «Преступление и наказание» Артемьева (режиссер – Андрей Кончаловский), «Принцесса цирка» Кальмана (режиссеры – Себастьян Солдевилья, Марина Швыдкая), участвовал в других репертуарных постановках театра. В 2018–2020 гг. – дирижер Московского государственного симфонического оркестра (художественный руководитель – Иван Рудин). С сезона 2017/18 – участник дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра России, с сезона 2019/20 – дирижер НФОР.

В качестве приглашенного дирижера выступал с Московским молодежным камерным оркестром, Симфоническим оркестром радио «Орфей», Инструментальной капеллой Московской областной филармонии, Камерным оркестром Костромской филармонии, ансамблем солистов «Эрмитаж», Кубанским симфоническим оркестром, Воронежским академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Карельской государственной филармонии, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром.

Крупным событием в биографии дирижера стало исполнение «Псалмов Царя Давида» Ефрема Подгайца на XXXV Международном фестивале современной музыки «Московская осень» (2013).

В декабре 2018 года состоялся международный дебют дирижера за пультом одного из ведущих музыкальных коллективов Венгрии – Симфонического оркестра Венгерских государственных железных дорог (MÁV Szimfonikus Zenekar, Будапешт) в историческом зале Музыкальной академии имени Листа. Участвовал в международных фестивалях русской культуры в Италии, Германии и Монако.
Сотрудничал с известными солистами, в числе которых Александр Гиндин, Борис Березовский, Дмитрий Маслеев, Алексей Мельников, Константин Емельянов, Иван Бессонов, Полина Осетинская и другие.
АРСЕНТИЙ
ТКАЧЕНКО
дирижёр
композитор, музыкант, телеведущий

Иван Гостев работает ведущим программ на телеканале ОТР. Сотрудничал с Kulturradio RBB (радиостанция, посвященная культуре, в составе «Вещания Берлин – Бранденбург»), Первым каналом, телеканалом «Муз-ТВ», образовательной платформой «Синхронизация». В 2019 году вел трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для интернет-канала.

Член Союза композиторов РФ, Российского музыкального союза. Произведения Ивана Гостева исполняли Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственный духовой оркестр России и другие известные коллективы.
НАТАЛИЯ СУРНИНА
ведущая аудиолекции
БЛИЖАЙШИЕ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ
КОНЦЕРТЫ
МОСКОВСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
Академический симфонический оркестр
Московской филармонии
Дирижёр – Николай Цинман

Ведущие — Ярослав Тимофеев и Мария Холкина
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Александр Малич (ведущий)
РАССЫЛКА МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
наши партнёры