МАМА,
Я МЕЛОМАН
НОЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры золотого фонда мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России. Сочетание великих сочинений с именами лучших отечественных музыкантов придётся по вкусу самым взыскательным меломанам.

Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого шедевра мировой музыки есть интригующая история, а судьбы исполнителей и композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

Позднее начало концертов позволит начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не поставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не сможет в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция в HD.

Проект предоставляет и ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. Здесь можно выбрать жанр (симфония, фортепианный концерт, скрипичный концерт и т. д.) и композитора (от Иоганна Себастьяна Баха до Джона Адамса). На основании полученных рейтингов музыканты сформируют программы своих выступлений.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ МЕЛОМАНОВ!

Концерт пройдет в одном отделении.
Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй. Существует распространённое мнение, что вход туда — только для избранных. Эту точку зрения опровергает проект Московской филармонии «Мама, я меломан», в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат.
мама, я мело
ман
ПРОГРАММА
2
4
1
0
/
Вслед за Бахом обратившись к жизнеописанию Иисуса Христа, Гендель написал на английский текст ораторию «Мессия», совсем не похожую на баховские пассионы. В оратории Генделя нет партии Иисуса, более того, его имя в ней даже не упоминается. Главным героем произведения выступает хор, а вся монументальная композиция – циклом песнопений во славу Божию. Именно хору доверена главная кульминация оратории – славословие «Аллилуйя», в музыку которого искусно вплетен известный хоральный напев «Wachet auf, ruft uns die Stimme!» («Проснитесь, глас нас сзывает!»). Закончив «Аллилуйю», Гендель признавался, что ему «открылось небо» и он воочию увидел самого Творца. В Англии этот хор принято слушать стоя, как чтение Евангелия.
Георг
Фридрих
Гендель
ГЕН
ДЕЛЬ
Хор «Аллилуйя» из оратории
«Мессия»
1
1685—1759
Сюжетная фабула оперы «Набукко» – история завоеваний вавилонского царя Навуходоносора, щедро приправленная необходимыми для итальянского музыкального театра страстями. Тема завоевателей и угнетенных в предреволюционной Европе звучала особенно остро, а великие археологические открытия на раскопках Вавилона создавали весьма благоприятный фон для появления «библейских» опусов в искусстве. Но после премьеры в миланском Ла Скала, обойдя всю Европу, «Набукко» сошел со сцены и ушел в тень. Прославился лишь хор плачущих в ассирийском плену иудеев – парафраз библейского псалма «На реках Вавилонских», который приобрел со временем статус второго национального гимна Италии. Народ пел его на похоронах самого Верди, а позже – на похоронах его любимого дирижера Артуро Тосканини.
ВЕР
ДИ
Джузеппе
Верди
Хор пленных иудеев из III действия оперы «Набукко»
2
1813—1901
Обращаясь к арабским сказкам, Римский-Корсаков создал в сюите «Шехеразада» самый колоритный, тонко написанный портрет Востока в русском искусстве – собирательный образ, представление о котором «у всякого связывается с названием “Тысяча и одна ночь”». Четырем частям сюиты композитор дал заголовки, призванные направлять воображение слушателя. Но во главу угла поставил не отображение восточного колорита и сюжетных линий, а скорее воплощение мечты, ауру волшебных сказок, вызвавших в Европе настоящий восточный бум, с легкой руки переводчика Антуана Галлана. В Прологе первой части сюиты звучат темы главных героев – жестокого султана Шахриара и мудрой рассказчицы Шехеразады. Затем следует красочная музыкальная марина, написанная изысканной кистью бывшего морского офицера.
Николай
Римский-
Корсаков
РИМ
СКИЙ
КОР
САКОВ
Симфоническая сюита «Шехеразада».

I часть – «Море
и Синдбадов корабль»
3
1844–1908
Хор крестьянских девушек из «лирических сцен» по Пушкину (такое жанровое определение Чайковский дал своей опере) – настоящий шлягер, который облюбовали хоровые коллективы всех калибров: от детских до профессиональных. Его популярность объясняется мелодической привлекательностью и изяществом, а псевдонародный пушкинский текст породил даже ряд мемов и пародий. Между тем, беззаботная музыка хора обрамляет одну из самых напряженных сцен оперы – отповедь Онегина Татьяне. И хотя девушки поют лишь для того, чтобы «барской ягоды тайком уста лукавые не ели», пение звучит искренне, простодушно, до чрезвычайности усиливая драматизм ситуации. А светлый идиллический характер хоровой песни делает ее предельно неуместной в столь страшный для главной героини миг.
ЧАЙ
КОВ
СКИЙ
Пётр
Чайковский
Хор «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин»
4
1840–1893
Все основные события с героями балета «Щелкунчик» – заколдованным Принцем и его спасительницей Мари – происходят в первом действии, завершаясь хеппи-эндом. Во втором действии уже нет никаких приключений, к разочарованию любителей приходить в театр «на сюжет». Но ценители балетного искусства ждут второй акт – беспрецедентный по масштабу и разнообразию дивертисмент («кондитерский», как называл его сам Чайковский), роскошный танцевальный праздник, который проходит в Конфитюренбурге – волшебном городе сладостей. А какой же праздник без цветов? Когда Мари и принц садятся на заповедный луг, он сразу превращается в прекрасный ковер-цветник, распускающийся под чарующие звуки вальса. Знаменитый «Вальс цветов» предстает вершиной дивертисмента, восхищая симфоническим размахом, пышностью и торжественностью.
Пётр
Чайковский
ЧАЙ
КОВС
КИЙ
«Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»
5
1840–1893
Стремясь не только развлекать, но и просвещать, Чайковский показывает в дивертисменте из балета «Щелкунчик» разные национальные музыкальные традиции, образующие при сопоставлении интереснейшие контрасты. Композитор предлагает нам послушать, как звучит в его представлении арабская, китайская, испанская, французская музыка, и, конечно, не может обойти стороной и русскую. Он выбирает как наиболее характерный отечественный танец любимую пляску гоголевского Хомы Брута – трепак, или тропак (от древнерусского «тропать» – топать ногами), чрезвычайно энергичный танец с «выходом», «коленцами», присядкой и активными движениями плеч. На балетной сцене трепак, конечно, не выглядел столь брутально, как у Хомы Брута. Но музыкальный характер подлинного трепака, как считают фольклористы, Чайковский уловил феноменально.
ЧАЙ
КОВ
СКИЙ
Пётр
Чайковский
Трепак из балета
«Щелкунчик»
6
1840–1893
Трудно представить, что Рахманинов, закончив Вторую симфонию – одно из лучших произведений и в творчестве композитора, и в симфонической литературе всех времен, – дал себе зарок не писать больше в этом жанре. «Ну их! Не умею, а главное, не хочется их писать», – говорил он с горечью. Однако огромный успех премьерных исполнений в Петербурге и Москве переубедил автора. Слушатели с восхищением открывали для себя новую разновидность жанра – симфонию-размышление, шедевр невероятной красоты и широкого размаха, сугубо национальный, густо пропитанный русским песенным мелосом. Третья часть симфонии – одна из прекраснейших страниц лирики Рахманинова, близкая лучшим его романсам. Одухотворенное Адажио наполнено восторгом, упоением, любованием красотой окружающего мира.
Сергей
Рахманинов
РАХ
МА
НИ
НОВ
Симфония № 2 ми минор. III часть – Adagio
7
1873–1943
После триумфальной премьеры драмы Ибсена «Пер Гюнт» с музыкой Грига в Кристиании композитор, окрыленный успехом, скомпоновал из огромной партитуры две оркестровые сюиты для концертной практики. Первая открывается пьесой «Утро», рисующей в воображении слушателя норвежские морские просторы, острова, бергенскую гавань, близ которой жил и работал Григ… Однако в спектакле эта музыка предваряла сцену в марокканской пустыне, где среди акаций и пальм в лучах восходящего солнца «Пер, сидя на дереве, отбивается веткой от обезьян». Впрочем, Григ долго не мог определить место этого дивного антракта и рекомендовал рассматривать его просто как «настроение утренней природы, где при первом же forte солнце прорывается сквозь облака».
ГРИГ
Эдвард
Григ
«Утро» из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт»
8
1843—1907
Хотя между ибсеновским Пером Гюнтом и его прототипом из норвежских сказок нет ничего общего, драматург не отказался от включения в пьесу фольклорных мотивов и персонажей. А норвежский фольклор невозможно себе представить без знаменитых троллей и их владыки, трехголового хвостатого Доврского деда. В его горном чертоге, куда попадает Пер, разворачивается одна из самых зрелищных сцен пьесы. Музыку к ней Григ написал в числе первых, признаваясь, однако, что слушать ее ему «тошно» («от нее разит коровьими лепешками, “сверхнорвежством” и самодовольством»), но надеясь, что будет заметна и авторская ирония. Оргию разбушевавшейся нечисти композитор рисует, постепенно наращивая звучность, ускоряя темп и сгущая оркестровые краски.
Эдвард
Григ
ГРИГ
«В пещере горного короля» из музыки
к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
9
1843—1907
УЧАСТНИКИ
Музыковед, лектор, лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс». Главный редактор журнала «Музыкальная академия».

Ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Читает авторские лекции перед концертами в концертных залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова. Весной 2020 года провел ряд онлайн-концертов «Домашнего сезона».

Сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на портале Colta.ru и в других СМИ. Работал редактором отдела культуры газеты «Известия». Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура».

В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). Неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта.

Клавишник инди-группы OQJAV. В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
ЯРОСЛАВ
ТИМОФЕЕВ
ведущий
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ
Художественный руководитель и главный дирижер – Валерий Полянский
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЧЕСКАЯ
СИМФОНИЧЕСКАЯ
КАПЕЛЛА
россии
Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским.

Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР.

В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса.
С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби.

Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский.

Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии.

Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов.
С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент.

С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна.

В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие».
Иван Никифорчин родился в 1995 году в Москве. Музыкальное образование получил в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

С 2015 года работает в Государственной академической симфонической капелле России (с 2017 года – ассистент главного дирижера, хормейстер). Участвовал в мастер-классах Юрия Темирканова, Василия Петренко и др. С 2020 года – дирижер Государственного академического симфонического оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского.

Основатель, художественный руководитель и главный дирижер камерного оркестра «Академия русской музыки», выступающего в основных залах Московской консерватории. В репертуаре дирижера – сочинения широкого историко-стилевого спектра: от Монтеверди, Шютца, Пёрселла до Шёнберга, Бриттена и др. Под руководством Никифорчина «Академия русской музыки» осуществила ряд российских премьер сочинений Респиги, Хиндемита, Лютославского. Центральное место в репертуаре дирижера и коллектива занимают камерно-оркестровые сочинения российских композиторов ХХ–XXI столетий: Шостаковича, Мясковского, Вайнберга, Бориса Чайковского, Пейко, Бунина, Попова, Свиридова, Абдокова, а также большинство камерно-оркестровых транскрипций Рудольфа Баршая.

В 2019 году под эгидой Международной творческой мастерской Юрия Абдокова Terra Musica (Россия – Германия – Италия) Иван Никифорчин и «Академия русской музыки» осуществили первую в мире полную запись сочинений Германа Галынина для струнного оркестра и струнного квартета (для британской фирмы Toccata Classics).
Дирижер удостоен Международной премии имени Бориса Чайковского (2019), Премии фонда «Создаем будущее» Председателя совета директоров Газпрома Виктора Зубкова (2019). Первый стипендиат художественного руководителя и главного дирижера ГАСО Республики Татарстан Александра Сладковского (2019).
ИВАН НИКИФОРЧИН
дирижёр
композитор, музыкант, телеведущий

Иван Гостев работает ведущим программ на телеканале ОТР. Сотрудничал с Kulturradio RBB (радиостанция, посвященная культуре, в составе «Вещания Берлин – Бранденбург»), Первым каналом, телеканалом «Муз-ТВ», образовательной платформой «Синхронизация». В 2019 году вел трансляции XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского для интернет-канала.

Член Союза композиторов РФ, Российского музыкального союза. Произведения Ивана Гостева исполняли Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственный духовой оркестр России и другие известные коллективы.
ИВАН ГОСТЕВ
ведущий лекции
БЛИЖАЙШИЕ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ
КОНЦЕРТЫ
МОСКОВСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
Национальный филармонический
оркестр России
Дирижёр – Арсентий Ткаченко

Артём Варгафтик (ведущий)
Академический симфонический оркестр
Московской филармонии
Дирижёр – Николай Цинман

Ведущие — Ярослав Тимофеев и Мария Холкина
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Александр Малич (ведущий)
РАССЫЛКА МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
наши партнёры