МАМА,
Я МЕЛОМАН
НОЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России.

Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого музыкального шедевра есть интригующая история, а судьбы композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

Позднее начало концертов позволяет начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не ставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не может в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция.

Проект предоставляет ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. На основании полученных рейтингов музыканты сформируют программы своих выступлений.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ МЕЛОМАНОВ!

Концерт пройдет в одном отделении.
Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй.

Есть распространённое мнение, что вход туда — только для избранных.

Этот стереотип опровергает проект «Мама, я меломан»,
в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат.
мама, я мело
ман
ПРОГРАММА
2
2
0
5
/
Известнейшая музыкальная драма – «Кармен» Бизе – задумывалась как веселый развлекательный спектакль для постановки в парижской Опера Комик: с большими разговорными диалогами, бытовыми и юмористическими эпизодами и даже вставной интермедией. Однако обстоятельства помешали воплощению изначального замысла, а затем Бизе и вовсе пересмотрел его. Драматизм сюжета, глубокая проработка образов героев уводили автора оперы от легкой развлекательности. А когда состоялась премьера в Опера Комик, все признали, что на эту сцену еще не выходила героиня, подобная Известнейшая музыкальная драма – «Кармен» Бизе – задумывалась как веселый развлекательный спектакль для постановки в парижской Опера Комик: с большими разговорными диалогами, бытовыми и юмористическими эпизодами и даже вставной интермедией. Однако обстоятельства помешали воплощению изначального замысла, а затем Бизе и вовсе пересмотрел его. Драматизм сюжета, глубокая проработка образов героев уводили автора оперы от легкой развлекательности. А когда состоялась премьера в Опера Комик, все признали, что на эту сцену еще не выходила героиня, подобная Кармен: страстная, непосредственная, дерзкая, обольстительная, вольная. Во время народного праздника свободолюбивая Кармен гибнет: Бизе вновь, как ранее в музыке к драме Доде «Арлезианка», противопоставляет смерть и бурлящую вокруг жизнь. Этот конфликт отражен и в увертюре к опере: праздничное звучание, ликующие фанфары, торжественный победный марш – и внезапно возникающая напряженная мелодия, которая обрывается подобно удару навахи в сердце.
РИМ
СКИЙ
КОР
СА
КОВ
Николай
Римский-
Корсаков
Увертюра к опере
«Кармен»
1
1838—1875
Среди оркестровых фрагментов из опер вальс из «Онегина» занимает одно из первых мест по популярности, украшает гала-концерты оперных звезд, включается в бисы. Но в самой опере это не только танец на провинциальном балу – простой и безыскусный, к тому же исполняемый, согласно сюжету, духовым оркестром (у Чайковского, конечно, играет полный симфонический состав, иногда звучащий с оттенком духовой музыки). В вальсовом ритме проходит практически вся центральная «лирическая сцена», в которой мы видим череду образов и ситуаций. Перед нами праздник мелкоуездного дворянства, завистливые кумушки перемывают кости гостям, дамы жалуются на мужей, раздраженный мизантроп Онегин замышляет недоброе, девушки приглашают ротного Трифона Петровича в распорядители танцев, Ленский пытается объясниться с Ольгой, и, наконец, происходит роковая ссора Ленского с Онегиным, приводящая к гибели поэта. Но пока Ленский жив, здесь, на уездном балу, никто не замечает, как горе поэта тонет в звуках беззаботного вальса.
Пётр
Чайковский
ЧАЙ
КОВ
СКИЙ
Вальс из оперы
«Евгений Онегин»
2
1840—1893
10 тетрадей, 66 миниатюр – таково собрание фортепианных «Лирических пьес» Грига. Это музыкальный дневник, где нашли выражение сокровенные мысли и чувства композитора, близкие его сердцу образы северной природы и скандинавского фольклора. Некоторые пьесы завоевали популярность не только в оригинальной версии, но и в оркестровом переложении, хотя и не по инициативе автора. Вскоре после публикации пятой тетради «Лирических пьес» (ор. 54, 1891) в лейпцигском издательстве Petersими заинтересовался известный дирижер-вагнерианец Антон Зайдль, в то время работавший в Америке. Он оркестровал три миниатюры из шести – Гангар (Норвежский марш), Ноктюрн и «Шествие троллей» – и исполнил их в Нью-Йорке. Григу не понравилась работа Зайдля: его инструментовку он счел слишком пышной, по-вагнеровски перегруженной и в 1904 году значительно переработал партитуру, добавив к ней собственную оркестровку пьесы «Мальчик-пастух». В таком виде четырехчастный цикл был опубликован под названием «Лирическая сюита».
ГРИГ
Эдвард
Григ
«Лирическая сюита»
3
1843—1907
Ночь. Паавали засыпает у постели больной матери. Отблески красноватого света понемногу заполняют комнату; сначала глухо, а затем все явственнее слышатся неопределенные звуки музыки, из которых постепенно вырисовываются воздушные арабески вальсовой мелодии. Мать в длинной белой рубашке, похожей на бальное платье, встает и медленно танцует, созывая невидимых гостей. Когда призрачный бал достигает апогея, раздается стук в дверь. На пороге стоит Смерть: женщина принимает ее за своего мужа, и тот увлекает ее в вальсе. Так драматург Арвид Ярнефельт описал сцену, иллюстрацией к которой стал «Грустный вальс» Сибелиуса. Мать – первая потеря Паавали, героя пьесы «Смерть», который в смерть не верит, но по ходу действия хоронит всю свою семью и умирает сам. К драме Ярнефельта «Смерть» Сибелиус написал всего три номера – Интродукцию, «Сцену с журавлями» и «Грустный вальс». Последний приобрел мировую известность, продолжая традиции поэтизации вальса, заложенные в симфонической музыке Чайковского.
Ян
Сибелиус
СИБЕ
ЛИУС
«Грустный вальс»
4
1865—1957
Идею воплотить в танце историю восстания Спартака подал Хачатуряну известный театровед и драматург Николай Волков, автор ряда балетных либретто (в том числе «Золушки» Прокофьева). В основу сюжета легли исторические хроники Аппиана и повествования Плутарха. Прежде чем писать музыку, Хачатурян отправился в Италию, где изучал античное искусство и архитектуру, видел триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей. Все это вызывало в нем яркие музыкальные образы. Балет «Спартак» он мыслил как «монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории». В балете закономерно преобладают монументальные формы, основные персонажи обрисованы лейттемами. Но, несмотря на героический пафос, важное место в музыке композитор отводит вдохновенной лирике. Лирический центр балета – сцена встречи Спартака и его возлюбленной Фригии во дворце Красса. Звучащее в этой сцене экспрессивное Адажио названо гимном верности и любви.
ХАЧА
ТУ
РЯН
Арам
Хачатурян
Adagio из балета
«Спартак»
5
1903—1978
«Основано на реальных событиях» – так наверняка написал бы Штраус в партитуре «Летучей мыши» в наши дни. Хотя и в его дни история, действительно произошедшая в Париже, была воспринята венской публикой с большим энтузиазмом: внебрачный флирт, умелая маскировка, умная месть, в итоге все смывается потоком смеха и рекой шампанского – беспроигрышный сюжет. Четвертая оперетта Штрауса наконец принесла ему первый большой успех, с нее начался расцвет венской оперетты, и для всех последователей композитора она стала выдающимся образцом. Но прежде всего потому, что гармонию легковесного развлекательного жанра – в данном конкретном воплощении отличающегося щедрой мелодикой, яркостью колорита, обаянием и жизнерадостностью – Штраус поверил алгеброй законов драматургии и классического формообразования. Поэтому удивительную увертюру к «Летучей мыши», написанную в строгой сонатной форме, слушатель воспринимает лишь как легкое танцевальное попурри из мелодий, связанных с характеристиками главных героев.
Иоганн
Штраус-сын
ШТРА
УС
СЫН
«Увертюра к оперетте
«Летучая мышь»
6
1825—1899
БЛИЖАЙШИЕ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ
КОНЦЕРТЫ
МОСКОВСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
2021/2022
2021/2022
Ведущие концертов – Ляля Кандаурова, Ярослав Тимофеев, Наталия Сурнина

9 октября 2021
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Дирижёр – Юрий Медяник

27 ноября 2021
Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России
Дирижёр – Артемий Великий

22 января 2022
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

5 февраля 2022
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

2 апреля 2022
Государственный академический камерный оркестр России
Дирижёр – Алексей Уткин
]4:00
]4:00
Вещь в себе
УЧАСТНИКИ
Родился в Москве в 1976 году. Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова (филологический факультет, русское отделение) и аспирантуру Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН.

С 1997 по 2002 годы работал корреспондентом и ведущим программ на радиостанции «Эхо Москвы». В 2001–2005 гг. – кинокритик, затем редактор отдела культуры ежедневной «Газеты». Впоследствии сотрудничал с изданиями «Вечерняя Москва», «Московские новости», The New Times, «Афиша», «Новая газета», «Газета.ру», «Эксперт». Был ведущим передач на радиостанциях «Русская служба новостей», «Кино FM», «Вести FM» и «Маяк». Восемь лет работал кинообозревателем телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале.

В настоящее время – постоянный обозреватель издания Meduzaи ведущий программы «Кинопробы» на радиостанции «Серебряный дождь». С 2017 года – главный редактор журнала «Искусство кино».
Многократный лауреат премий Гильдии киноведов и кинокритиков России. Автор 11 книг о кино. Член международного жюри критиков журнала ScreenInternational на Берлинском и Каннском фестивалях.
АНТОН ДОЛИН
ведущий
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ПАВЛА КОГАНА
УРа ура
Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.
Новая эра в истории МГАСО началась в 1989 году с назначением Павла Когана на должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Он реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный под лейблом Alto, куда вошли интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев».
Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках персональных и сборных абонементов Московской филармонии. В сезоне 2018/19 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока. В ноябре 2020 года впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире.
Азим Каримов родился в 1991 году в Пярну (Эстония). Окончил Музыкальный колледж при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке по специальности «гобой» (2012, класс профессора Анатолия Любимова), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2018) и ассистентуру-стажировку МГК (2020) по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (классы профессоров Геннадия Рождественского и Анатолия Левина).

Принимал участие в мастер-классах Владимира Юровского, Василия Синайского, Василия Петренко, Теодора Курентзиса и Ховарда Гриффитса. Лауреат I Международного конкурса оперно-симфонических дирижеров в Алма-Ате (2019), удостоен специальной премии на II Международном конкурсе дирижеров имени Антала Дорати в Будапеште (2018).

В 2009 году Азим Каримов основал камерный оркестр Entre Nous, который завоевал награды на всероссийских и международных конкурсах, в том числе на Международном музыкальном фестивале-конкурсе «Молодая Прага» (2011, Гран-при и Золотая медаль). В 2019 году оркестр под руководством Каримова участвовал в московской премьере оперы-притчи «Река Кёрлью» Бриттена в Англиканском соборе Святого Андрея (совместный проект Московской консерватории и лондонского Королевского колледжа музыки).

В качестве дирижера-ассистента сотрудничал с Владимиром Юровским, Михаилом Юровским, Мартином Браббинсом и Ховардом Гриффитсом. Принимал участие в Образовательной программе Дягилевского фестиваля в Перми (2016, 2017). На фестивале 2017 года выступил в качестве дирижера-постановщика премьеры оперы «Фрукты с самого дна вазы» Андрея Бесогонова в рамках проекта #брэдбериопера. В 2018 году этот проект вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

В 2018 году Азим Каримов был художественным руководителем и дирижером Международного музыкального фестиваля в Киото (Япония). В 2019 году занимал пост главного дирижера оркестра Центра Павла Слободкина. С 2020 года – дирижер Московского государственного симфонического оркестра (художественный руководитель – Иван Рудин).

АЗИМ
КАРИМОВ
дирижёр
Музыкант, журналист, ведущая лекций о классической музыке. Окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и аспирантуру по классу камерного ансамбля.

С 2015 года сотрудничает с Московской Филармонией, проводя открытые лекции перед концертами в Филармонии-2. С 2017 года сотрудничала с МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко как ведущая образовательных лекций и подросткового музыкального клуба. В 2019 году вела прямые трансляции XVI Конкурса им. П.И. Чайковского на телеканале medici.tv.

Автор книг "Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику" (2018, Альпина паблишер) и “Как слушать музыку” (2019, Альпина-дети), финалистка премии “Просветитель” - 2019 и лауреатка премии “Просветитель” - 2020. Пишет о музыке в печатных и интернет-медиа (colta.ru, Arzamas, "Сноб", Esquire, GQ, “Музыкальная жизнь” и др.)

Выступала в российских образовательных проектах — Level One, радио “Арзамас”, Еврейский музей и центр толерантности, Музей Москвы, галерея Solyanka, конференция "Лимуд", лагерь "Марабу", школа Seasons, Летняя Школа УНИК в Парке Горького, лекторий ВДНХ, лекторий парка "Зарядье", "Лаборатория современного зрителя" при Пермском театре оперы и балета, юбилей Венской оперы в Москве.

Вела публичные встречи с Теодором Курентзисом, Венсаном Дюместром, Филиппом Чижевским, Павлом Кармановым и другими музыкантами. Выступала с лекциями на фестивалях (Nico Fest в Москве, Дягилевский фестиваль в Перми, фестиваль Юрия Башмета в Сочи и Ярославле, фестиваль "Мост" в Ростове-на-Дону, и др.). Читала лекции в выставочных и просветительских проектах в городах России, а также Барселоне, Берлине, Вене, Женеве, Париже, Милане, Минске, Таллинне и Тель-Авиве.

ЛЯЛЯ
КАНДАУРОВА
Ведущая предконцертной лекции
наши партнёры
РАССЫЛКА МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ