МАМА,
Я МЕЛОМАН
НОЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России.

Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого музыкального шедевра есть интригующая история, а судьбы композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

Позднее начало концертов позволяет начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не ставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не может в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция.

Проект предоставляет ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. На основании полученных рейтингов музыканты сформируют программы своих выступлений.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ МЕЛОМАНОВ!

Концерт пройдет в одном отделении.
Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй.

Есть распространённое мнение, что вход туда — только для избранных.

Этот стереотип опровергает проект «Мама, я меломан»,
в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат.
мама, я мело
ман
Легенда о Фаусте и Мефистофеле – один из краеугольных сюжетов в творчестве Ференца Листа, не только создавшего «Фауст-симфонию», но и не раз обращавшегося к этой теме в других произведениях. В 1860 году, взяв за основу поэму «Фауст» Николауса Ленау, Лист превратил две ее сцены в оркестровые пьесы – «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс»). Вторая обрела невероятную популярность и в оркестровой, и в фортепианной версии. Согласно ее программе, Мефистофель приводит Фауста на деревенскую свадьбу, чтобы повеселиться с селянами. В деревенском кабачке Мефистофель выхватывает у местного музыканта фидель (народную скрипку) и наигрывает музыку, приводя всех собравшихся в транс. Фауст представляет себя танцующим с черноглазой красавицей в лесу; по мере развития музыка становится все более и более сладострастной, отправляя Фауста в объятия соблазнительницы. Впоследствии Лист создал еще два «Мефисто-вальса», а тему дьявольского танца продолжил в знаменитой «Пляске смерти».
ЛИСТ
Ференц
Лист
«Мефисто-вальс»
1
1811—1886
Симфоническая фантазия Мусоргского «Иванова ночь на Лысой горе» – один из выдающихся образцов «демонической» музыки. Композитор основывался на народном поверье, согласно которому в ночь накануне праздника Ивана Купалы (так называли Иоанна Крестителя; праздник отмечали 24 июня по старому стилю) на Лысой горе близ Киева собираются ведьмы для неистового веселья и плясок. Мусоргский сам придумал сюжет-программу пьесы и отразил ее в названии эпизодов, из которых складывается произведение. Первый эпизод – «Сбор ведьм, их толки и сплетни», второй – «Поезд Сатаны» (повозка, на которой мчится сам Нечистый), третий – «Черная служба» (ритуал, в котором Чернобогу приносятся жертвы и возносятся мольбы), четвертый – «Шабаш» (ночное сборище ведьм и их буйное веселье до первого крика петуха). О стоящей перед ним художественной задаче композитор писал: «Для меня важная статья – верное воспроизведение народной фантазии, в чем бы она ни проявилась, – разумеется, доступном только музыкальному творчеству».

Модест

Мусоргский

МУСОР
ГСКИЙ

«Ночь на Лысой горе»

2
1839—1881
Гедонист и мечтатель, свой главный эстетический принцип Лядов сформулировал так: «Сделать, чтобы каждый такт радовал». Следуя ему, Лядов стал одним из самых тонких знатоков симфонического оркестра и непревзойденным мастером оркестровой миниатюры. Среди его шедевров – красочная зарисовка «Волшебное озеро». Этот образ всколыхнул воображение композитора на даче в Полыновке Боровичского уезда (ныне Новгородской области), недалеко от которой располагалось живописное лесное озеро. Изначально эта таинственная музыка предназначалась композитором для сцены с русалками в опере «Зорюшка», в итоге так и не написанной. Пьеса не имеет литературной программы, но одно высказывание Лядова проливает свет на образное содержание музыки: «Какое мое “Волшебное озеро” хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял… Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине! А главное – без людей – без их просьб и жалоб – одна мертвая природа – холодная, злая, но фантастичная, как в сказке».
ЛЯД
ОВ

Анатолий

Лядов

«Волшебное озеро»
3
1855—1914
Обратившись к средневековому сюжету о Женевьеве Брабантской в изложении драматурга-гегельянца Кристиана Фридриха Хеббеля, Шуман задался целью создать «отрывок из жизненной истории, каким должна быть всякая драматическая поэма». Опираясь на достижения Вебера, Шуман смог приблизиться к идеям «музыкальной драмы» молодого Вагнера: объединял номера в сцены, усилил роль оркестра, применял лейтмотивы. Любопытно, что, в отличие от трагедии Хеббеля, сфокусировавшегося на образе Голо – сильной, страстной личности, совершающей неизбежное преступление, – в опере на первый план выводится лирический образ Геновевы. В увертюре, представляющей собой симфонический дайджест драмы, большинство тем связано именно с главной героиней, хотя и музыке Голо отведено немало места. На лейтмотивах Голо построены медленное вступление, разработка («тема честолюбивых стремлений»), фрагменты главной партии, но именно светлыми лейтмотивами Геновевы и ее супруга Зигфрида композитор предупреждает слушателя о хэппи-энде.
Роберт
Шуман
ШУ
МАН

Увертюра

к опере «Геновева»

4
1810—1856
10 тетрадей, 66 миниатюр – таково собрание фортепианных «Лирических пьес» Грига. Это музыкальный дневник, где нашли выражение сокровенные мысли и чувства композитора, близкие его сердцу образы северной природы и скандинавского фольклора. Некоторые пьесы завоевали популярность не только в оригинальной версии, но и в оркестровом переложении, хотя и не по инициативе автора. Вскоре после публикации пятой тетради «Лирических пьес» (ор. 54, 1891) в лейпцигском издательстве Peters ими заинтересовался известный дирижер-вагнерианец Антон Зайдль, в то время работавший в Америке. Он оркестровал три миниатюры из шести – Гангар (Норвежский марш), Ноктюрн и «Шествие троллей» – и исполнил их в Нью-Йорке. Григу не понравилась работа Зайдля: его инструментовку он счел слишком пышной, по-вагнеровски перегруженной, и в 1904 году значительно переработал партитуру, добавив к ней собственную оркестровку пьесы «Мальчик-пастух». В таком виде четырехчастный цикл был опубликован под названием «Лирическая сюита».
ХАЧА
ТУ
РЯН
Эдвард
Григ

«Лирическая сюита»

5
1843—1907
Автор «Воскресной увертюры» заставил слушателей гадать, действительно ли он был атеистом. Вся его партитура выстроена на темах церковных песнопений (уникальный случай). Однако музыка, как комментирует композитор, воспроизводит «легендарную и языческую сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера страстной субботы к какому-то необузданному языческо-религиозному веселию утра светлого воскресения...» Неудивительно, что в церковных кругах «необузданное языческое веселие» не одобрили. На самом деле, вместо собственной религиозности композитора занимала народная вера и связанная с ней обрядовость. «Чтобы хотя сколько-нибудь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у христовой заутрени, – писал Римский-Корсаков, – да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает, а слушателям иных исповеданий и подавно».

Николай

Римский-

Корсаков

РИМС
КИЙ
КОР
СА
КОВ

«Светлый праздник»

(Воскресная увертюра

на темы из Обихода)

6
1844—1908
КОМПЛИМЕНТЫ
ОТ ПАРТНЁРОВ ПРОЕКТА
Даблби
Скидка 10% по промокоду MELOMAN101 на весь ассортимент в кофейнях по адресам:
Трехпрудный пер.,д 10/2, пом V;
4-ая Тверская Ямская д.27

* до 31 октября 2021 года
Альпина Паблишер
Cкидка 15% по промокоду MELOMAN на все книги издательской группы «Альпина» на сайте alpina.ru
* до 31 декабря 2021 года
Республика
Скидка 10% на виниловые пластинки на сайте respublica.ru по промокоду MELODY или при предъявлении билета на концерт в Московскую филармонию на кассе.
УЧАСТНИКИ
Музыкант, журналист, ведущая лекций о классической музыке. Окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и аспирантуру по классу камерного ансамбля.

С 2015 года сотрудничает с Московской Филармонией, проводя открытые лекции перед концертами в Филармонии-2. С 2017 года сотрудничала с МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко как ведущая образовательных лекций и подросткового музыкального клуба. В 2019 году вела прямые трансляции XVI Конкурса им. П.И. Чайковского на телеканале medici.tv.

Автор книг "Полчаса музыки. Как понять и полюбить классику" (2018, Альпина паблишер) и “Как слушать музыку” (2019, Альпина-дети), финалистка премии “Просветитель” - 2019 и лауреатка премии “Просветитель” - 2020. Пишет о музыке в печатных и интернет-медиа (colta.ru, Arzamas, "Сноб", Esquire, GQ, “Музыкальная жизнь” и др.)

Выступала в российских образовательных проектах — Level One, радио “Арзамас”, Еврейский музей и центр толерантности, Музей Москвы, галерея Solyanka, конференция "Лимуд", лагерь "Марабу", школа Seasons, Летняя Школа УНИК в Парке Горького, лекторий ВДНХ, лекторий парка "Зарядье", "Лаборатория современного зрителя" при Пермском театре оперы и балета, юбилей Венской оперы в Москве.

Вела публичные встречи с Теодором Курентзисом, Венсаном Дюместром, Филиппом Чижевским, Павлом Кармановым и другими музыкантами. Выступала с лекциями на фестивалях (Nico Fest в Москве, Дягилевский фестиваль в Перми, фестиваль Юрия Башмета в Сочи и Ярославле, фестиваль "Мост" в Ростове-на-Дону, и др.). Читала лекции в выставочных и просветительских проектах в городах России, а также Барселоне, Берлине, Вене, Женеве, Париже, Милане, Минске, Таллинне и Тель-Авиве.

ЛЯЛЯ
КАНДАУРОВА
Ведущая
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ПАВЛА КОГАНА
Московский государственный академический симфонический оркестр был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра, народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем коллективом руководили прославленные советские музыканты Леонид Худолей (1945–1948), Николай Аносов (1948–1951), Виктор Смирнов (1951–1953), Лео Гинзбург (1953–1955), Михаил Тэриан (1955–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, известным в первую очередь исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Глиэра.
Новая эра в истории МГАСО началась в 1989 году с назначением Павла Когана на должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Он реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями русской, европейской и американской музыкальной литературы. Визитной карточкой оркестра стали монографические циклы полных собраний симфонических сочинений Брамса, Бетховена, Шуберта, Шумана, Р. Штрауса, Мендельсона, Малера, Брукнера, Сибелиуса, Дворжака, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Берлиоза, Дебюсси, Равеля. Программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений. Оркестр создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и концертными исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный под лейблом Alto, куда вошли интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев».
Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню исполнения коллектив заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах. Оркестр ежегодно дает концерты в Москве на сценах Большого зала консерватории и Концертного зала имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках персональных и сборных абонементов Московской филармонии. В сезоне 2018/19 по случаю своего 75-летия коллектив совершил беспрецедентное турне по 20 городам России от Москвы до Владивостока. В ноябре 2020 года впервые принял участие в VII Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство».

Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире.
Юрий Медяник приобрел известность в России и за рубежом как мультиинструменталист-виртуоз (баянист, скрипач и бандонеонист) и дирижер, основатель коллективов EmotionOrchestraиPluriArtOrchestra.

Родился в 1983 году в Донецкой области. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК по специальности «скрипка» (класс профессора Ары Богданяна) и Российскую академию музыки имени Гнесиных по специальности «баян» (класс профессора Вячеслава Семёнова), затем аспирантуру Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Юрия Симонова).

Обладатель Гран-при Демидовского Международного юношеского конкурса скрипачей («ДеМЮКС») в Екатеринбурге, международного конкурса баянистов «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия), Московского международного конкурса баянистов и аккордеонистов (2000). Обладатель золотых медалей международных конкурсов в Берлине (2019) и Нью-Йорке (ManhattanInternationalMusicCompetition, 2019).

Совместно с виолончелистом Борисом Андриановым Юрий Медяник осуществил на фирме «Мелодия» первую в мире запись трех сонат для виолы да гамба и клавира И. С. Баха в переложении для виолончели и баяна. В 2020 году записал альбом переложений для баяна и фортепиано с пианистом Эдуардом Кунцем, выпустил сингл LaCampanella и диск с произведениями для баяна Вячеслава Семёнова.

C 2015 года – дирижер Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. С 2017 года возглавляет оркестр ВГТРК, является дирижером телевизионного шоу «Синяя Птица» на канале «Россия-1». В 2019 году провел за дирижерским пультом юбилейный концерт, посвященный 90-летию поэта Николая Добронравова (с трансляцией на канале «Россия. Культура»), а также два концерта с Анной Нетребко в Государственном Кремлевском дворце. В 2020 году номинировался на Национальную музыкальную премию «Виктория» за саундтрек к фильму «Лед-2», записанный с PluriArtOrchestra.

В 2007 году музыкант организовал коллектив EmotionOrchestra(ориентированный на кроссовер), в составе которого играет на баяне. Его концертная программа Vivaldi. SeasonsofTango, выпущенная фирмой «Мелодия» в 2018 году, вошла в Top-6 по количеству скачиваний на стримминговых музыкальных сервисах среди всех дисков лейбла. В 2020 году вышел альбом TangoFlavor, в 2021-м планируется релиз альбома «Мусоргский. Картинки».

Юрий Медяник активен в медиапространстве. Видео Libertango, в котором он играет на бандонеоне, на начало 2021 года получило более 42 млн просмотров. Кроме того, Медяник является автором серии образовательных передач MusicTipsи «Секретные музыкальные материалы», дублированных на английском и китайском языках.
В 2008–2018 гг. музыкант был художественным руководителем абонемента Московской филармонии «Творчество молодых», организованного совместно с фондом «Новые имена». В 2013 году на конкурсе «Новые имена» учредил именную стипендию.

С 2017 года является послом благотворительного фонда «Будь человеком».
ЮРИЙ
МЕДЯНИК
дирижёр
Юлия Казанцева — выпускница Московской государственной консерватории, кандидат искусствоведения, лауреат международных фортепианных конкурсов; в 2015 году Европейской Лигой Содружеств Юлия награждена медалью «За заслуги в культуре и искусстве».

Юлия ведёт активную концертную и просветительскую деятельность: она представляла музыкантов России в концерте UNESCO, посвящённому наступлению третьего тысячелетия, выступала с симфоническими оркестрами, участвовала в международных фестивалях, среди которых «Европейский фортепианный экспресс» (Санкт-Петербург, 2010), Red Square Festival (Москва, 2011), Piano Magic"(Греция, Порос, 2013).

Сегодня Юлия — частый гость музыкальных программ на радио Вера, радио Маяк; она ведёт авторские циклы концертов-лекций в Российском музее музыки, лекции перед концертами в Московской филармонии. Является приглашенным лектором в Университете Сколково, РАНХиГС и на культурной платформе «Синхронизация».
ЮЛИЯ
КАЗАНЦЕВА
Ведущая лекции
наши партнёры
РАССЫЛКА МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ