МАМА,
Я МЕЛОМАН
НОЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России.

Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого музыкального шедевра есть интригующая история, а судьбы композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

Позднее начало концертов позволяет начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не ставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не может в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция.

Проект предоставляет ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. На основании полученных рейтингов музыканты сформируют программы своих выступлений.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КЛУБ МЕЛОМАНОВ!

Концерт пройдет в одном отделении.
Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй.

Есть распространённое мнение, что вход туда — только для избранных.

Этот стереотип опровергает проект «Мама, я меломан»,
в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат.
мама, я мело
ман
ПРОГРАММА
0
6
0
3
/
Новую бравурную пьесу, впервые прозвучавшую в Большом театре 6 ноября 1954 года, Шостакович представил как музыкальное приношение к 37-й годовщине Великой Октябрьской революции. Однако позже выяснилось, что увертюра была написана еще в 1947-м, к 30-летию Революции, но партийное постановление 1948 года и его последствия (выпавшие на долю композитора хула и опала) помешали обнародовать опус. В день премьеры автору присвоили звание народного артиста СССР. Любопытно, что Шостакович включил «Праздничную увертюру» в программу своего единственного выступления за дирижерским пультом – в 1964 году в Горьком. После концерта он признался, что дирижирование не доставляет ему решительно никакого удовольствия, и больше никогда им не занимался. Увертюра же не раз служила музыкальным оформлением важных событий, к примеру, прозвучала на открытии Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Существует также байка, что Шостакович написал эту музыку специально для фонтана «Каменный цветок», сооруженного по мотивам сказов Бажова и открывшегося на ВДНХ в 1954 году.
Дмитрий
Шостакович
ШОС
ТАКО
ВИЧ
«Праздничная увертюра»
1
1906—1975
Первым исполнителем легендарного концерта должен был стать выдающийся пианист, основатель Московской консерватории Николай Рубинштейн. Чайковский посвятил ему новый опус и пригласил в консультанты. Но вместо технических советов композитор получил от «специалиста-виртуоза» полный разгром сочинения, которое якобы вообще «никуда не годится». «Я не нуждался в приговоре над художественной стороной», – досадовал композитор и нашел единомышленника в лице другого «специалиста-виртуоза» – ученика Листа Ханса фон Бюлова. Тот с огромным наслаждением выучил концерт и сыграл премьеру 25 октября 1875 года в Бостоне. Успех был огромный. В том же году концерт впервые прозвучал в России: в Петербурге его исполнили Густав Кросс с оркестром под управлением Эдуарда Направника, в Москве – Сергей Танеев с оркестром под управлением… Николая Рубинштейна, который изменил свое отношение к этому сочинению и в дальнейшем не раз играл сольную партию. С 1958 года Первый концерт играют все финалисты Международного конкурса имени Чайковского.
ЧАЙК
ОВСК
ИЙ
Петр
Чайковский
Первый концерт для фортепиано с оркестром,
I часть
2
1840—1893
Написанные в 1940–1941 годах в Америке, «Симфонические танцы» стали последним сочинением Рахманинова. Композитор называл этот опус своим лучшим и самым любимым, сделал переложение «танцев» для двух фортепиано и часто играл его с Владимиром Горовицем на семейных посиделках. С этой музыкой были связаны многие надежды композитора. Например, он мечтал, чтобы Михаил Фокин поставил «Симфонические танцы» как балет, однако смерть знаменитого хореографа в августе 1942 года помешала воплощению этого замысла. Сорвался и другой план: Рахманинов хотел записать «Симфонические танцы» в качестве дирижера с Филадельфийским оркестром, но из-за войны запись постоянно приходилось откладывать, и сделать ее он попросту не успел. Однако успел посвятить это произведение Филадельфийскому оркестру и его руководителю Юджину Орманди – коллективу и дирижеру, с которыми много сотрудничал. Именно в их исполнении «Симфонические танцы» прозвучали впервые: в Филадельфии 3 января 1941 года. Известно, что первоначально композитор намеревался обозначить части цикла как «День», «Сумерки» и «Полночь», но затем отказался от этой идеи.
Сергей
Рахманинов
РАХ
МАНИ
НОВ
«Симфонические танцы»
3
1873—1943
Французский композитор Поль Дюка обладал не только музыкальным талантом, но и высокой требовательностью к себе. Он уничтожил множество своих рукописей – набросков и даже готовых сочинений, которые счел недостойными исполнения. Но этой участи удалось избежать симфоническому скерцо «Ученик чародея», созданному по мотивам баллады Гёте в 1897 году. Настоящий успех ждал эту изобретательную пьесу почти полвека спустя, когда на музыку скерцо был создан эпизод «Ученик чародея» в полнометражном анимационном фильме Уолта Диснея «Фантазия». Баллада Гёте и музыка Дюка вдохновляли и театральных деятелей: в 1916 году Михаил Фокин поставил «Ученика чародея» как балет, где впервые использовал вращающуюся сцену, которая «заполнялась водой (воду изображали танцовщики); вода старалась поглотить ученика чародея, однако затем, когда появлялся сам чародей, вода отступала».
ДЮ
КА
Поль
Дюка
«Ученик чародея», симфоническое скерцо
4
1865—1935
БЛИЖАЙШИЕ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ
КОНЦЕРТЫ
МОСКОВСКОЙ
ФИЛАРМОНИИ
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Юлия Мазурова (меццо-сопрано)
Дирижёр – Алексей Рубин

Ведущие — Ярослав Тимофеев и Мария Холкина
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана
Дирижёр – Азим Каримов

Ведущий — Антон Долин
УЧАСТНИКИ
Александр Малич родился в Ленинграде в 1983 году. В 2005 году окончил Факультет международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. Работал на телеканале «100ТВ», радиостанциях «Рокс» и «Нева FM», ведет программы на «Пятом канале», телеканалах «78», «Россия – Культура», Medici.tv. Автор и ведущий более десятка развлекательных, новостных, музыкальных и просветительских телепроектов. Продюсер документальных фильмов, посвященных истории, музыке, путешествиям.

Его теле- и радиопроекты посвящены популяризации классической музыки, изобразительного искусства и музейной жизни. Гостями его студии были Михаил Пиотровский, Валерий Гергиев, Анна Нетребко, Андрей Могучий, Михаил Шемякин, Эрик Робертс, Елизавета Боярская, Ульяна Лопаткина, Сергей Шнуров, Игорь Бутман, Алексей Герман, Валерий Фокин и многие другие.

Александр Малич – ведущий трансляций XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского, Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», абонемента Санкт-Петербургской филармонии «Концерты во фраках и в джинсах», фестиваля балета Dance Open, концертов «Классика на Дворцовой», Культурного и Экономического международных форумов, московского фестиваля «Круг света», открытия стадиона «Санкт-Петербург Арена», приветственной церемонии зимних Олимпийских игр в Сочи и других официальных и культурных международных событий.

Лауреат премии ТЭФИ-Регион и других профессиональных конкурсов. Генеральный продюсер Новой сцены Российского Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского театра). Автор и ведущий YouTube-канала «Хот Культур/ Hot Culture/ Haute Culture».
АЛЕКСАНДР
МАЛИЧ
ведущий
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Российский
национальный
молодежный
симфонический
оркестр
«Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония.

В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

В составе оркестра – 108 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. Таким образом артисты РНМСО приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства и получают мощный творческий стимул для реализации в профессии.
Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых исполнителей, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за два сезона он провел 78 концертов, выступив в 20 российских городах – от Улан-Удэ до Пскова, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей», «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», в ряде крупных культурных и общественных событий.

Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России. Оркестр участвует в спецпроектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев.

Сезон 2019/20 был насыщен новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. Оркестр выступал под управлением Александра Лазарева, Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Александра Ведерникова, Жан-Кристофа Спинози, Кристиана Ярви, Томаса Зандерлинга, Александра Сладковского, Антонелло Манакорды, Валентина Урюпина, Александра Анисимова, Максима Емельянычева и других дирижеров. В сезоне 2020/21 музыканты встречаются с такими мастерами, как Шарль Дютуа, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Василий Петренко, Юлиан Рахлин, Василий Синайский. В числе солистов, выступающих с оркестром и приглашенных к участию в предстоящих программах, – Денис Мацуев, Александр Канторов, Николай Луганский, Вадим Руденко, Александр Романовский, Филипп Копачевский, Вадим Репин, Джессика Пратт, Петр Бечала и многие другие.

Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Малера, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, мастеров эпохи барокко. В 2021 году концерты оркестра пройдут в крупнейших европейских залах.
Алексей Верещагин родился в 1983 году в Москве. Окончил с отличием Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Бориса Тевлина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Игоря Дронова), затем аспирантуру МГК. В период учебы – стипендиат Международного фонда культурных и гуманитарных программ Мстислава Ростроповича и стипендиат Правительства РФ. Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса дирижеров имени С. Г. Эйдинова в Магнитогорске (2006).

Как пианист-концертмейстер участвовал в концертах Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина в Москве и за рубежом (Франция, Великобритания, Япония, 2005–2008) и в подготовке мировой премьеры оперы «Боярыня Морозова» Щедрина (2006).

В 2005 году вошел в дирижерско-стажерскую группу Национального филармонического оркестра России, участвовал в концертах коллектива в Доме музыки и Зале имени Чайковского. Сотрудничал с Юношеским симфоническим оркестром России имени Л. В. Николаева, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» и Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана. Совершенствовал дирижерское мастерство, ассистируя при подготовке симфонических и оперных программ Владимиру Юровскому, Михаилу Плетнёву, Владимиру Спивакову, Теодору Курентзису.

В июне 2010 года дебютировал в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского с оперой «Джанни Скикки» Пуччини. Через год состоялся дебют Верещагина на международной сцене – в Королевском театре Пармы (Италия), где он дважды провел оперу «Нос» Шостаковича. В Камерном театре был ассистентом Геннадия Рождественского, выступил дирижером-постановщиком опер «Три Пинто» Вебера – Малера, «Леонора» Бетховена, «Мавра» Стравинского. С этими спектаклями выступал на фестивалях в Австрии, Эстонии, Молдавии.

В репертуаре Алексея Верещагина – оперы разных эпох, от барокко до современности: «Пимпиноне» Телемана, «Царь и плотник» Лортцинга, «Дворянское гнездо» Ребикова, «Черевички» П. И. Чайковского, «Альтист Данилов» А. Чайковского, «Дневник Анны Франк» Фрида и другие. За последние годы его репертуар пополнился операми «Маленький трубочист» Бриттена, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса, «Турок в Италии» Россини, «Сервилия» Римского-Корсакова. В 2013 году под управлением Верещагина на фестивале «Декабрьские вечера» исполнялась опера «Мавра» Стравинского, в 2014-м – кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева.

С 2018 года – дирижер Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра России, где выступил музыкальным руководителем возобновления оперы «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (2018), постановок «Телефон. Медиум» (2019) и «Искатели жемчуга» (2020). Участвовал как ассистент дирижера-постановщика Тугана Сохиева в постановках опер «Евгений Онегин» Чайковского (2019) и «Саломея» Р. Штрауса (2021, Историческая сцена).

Кроме того, Алексей Верещагин был дирижером-постановщиком оперы «Евгений Онегин» Чайковского в рамках летней оперно-симфонической лаборатории New Opera World (2017) и дирижером одноименного вокального конкурса, а также дирижировал мюзиклом «Суинни Тодд, маньяк-цирюльник с Флит Стрит» Стивена Сондхайма в Московском театре на Таганке.
АЛЕКСЕЙ
ВЕРЕЩАГИН
дирижёр
наши партнёры
Предложение для меломанов
от нашего нового партнера — кафе "Скворец"

Дарим бокал венецианского просекко в подарок, если вы напоёте официанту Первый фортепианный концерт Чайковского
(или при счете от 1000 ₽).

Акция действует до 9 марта.
Ул. Малая Бронная д. 4
Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Михаила Петухова), затем стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия). В 2015 году завоевал I премию и Золотую медаль XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве, где был удостоен также специального приза за исполнение концерта Моцарта во II туре. В том же году стал солистом Московской филармонии.

С этого времени начинается международная карьера музыканта. Его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходили в известнейших залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Гастайг в Мюнхене, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Кёрнер-холл в Торонто, Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертхаусы в Берлине и Вене, Парижская филармония, Консертгебау в Амстердаме, Кадоган-холл в Лондоне, театр Карло Феличе в Генуе, Национальный центр исполнительских искусств в Пекине, Сеульский центр искусств и др. Регулярно выступает в городах России.

Дмитрий Маслеев участвовал в фестивалях в Вербье, Рейнгау, Бад-Киссингене, Мекленбурге – Передней Померании, Замке Эльмау (совместно с фестивалем Вербье), Бове (Pianoscope), Бейруте, Кейптауне (Летний музыкальный фестиваль), Казани («Белая сирень» имени С. В. Рахманинова), Санкт-Петербурге («Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма»), Дамфрисе, на озере Комо и Боденском озере, в Люцерне, Монтрё, Ла-Рок-д’Антероне, Руре, Мехико и др.

Среди ангажементов сезона 2020/21 – дебют пианиста в Золотом зале венского Музикферайна и Большом зале Берлинской филармонии, сольный тур по Китаю и Японии, выступления в Парижской филармонии (с программой, включающей недавно найденные ранние произведения Шостаковича), гамбургской Филармонии на Эльбе, на фестивале в Замке Эльмау, концерты с Национальным симфоническим оркестром Тайваня, симфоническими оркестрами Базеля, Бамберга, Берлинского радио, Филармоническим оркестром Радио Франс и Национальным оркестром Лиона.

Многие выступления пианиста транслировались каналом Medici. Роландо Вильясон пригласил его принять участие в телешоу «Звезды завтрашнего дня» на телеканале ARTE. Дебютный сольный альбом Маслеева с произведениями Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича (2017, «Мелодия») был удостоен Премии немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). В декабре 2019 года фирма «Мелодия» выпустила второй альбом пианиста «Вечное движение», в который вошли Первый концерт Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана и Второй концерт Николая Капустина.

ДМИТРИЙ
МАСЛЕЕВ
фортепиано
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки». Читает авторские лекции перед концертами в концертных залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова. Весной 2020 года провел ряд онлайн-концертов «Домашнего сезона».

С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).
ЯРОСЛАВ
ТИМОФЕЕВ
ведущий лекции
РАССЫЛКА МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ